Заказать звонок
Пробное занятие
Write Close
Close
Записаться на пробное занятие
Укажите город
Инна Тимченко
Есть ли жизнь без смартфона?
Выпускной класс. Творческий урок. Ученики наперебой придумывают темы для школьной газеты. Даша как обычно сидит в углу в своём смартфоне. Вдруг она вскакивает и, мечась по классу из угла в угол, начинает расцарапывать до крови собственные руки. У Даши сломался телефон. Вчера она его уронила. На экране образовалась трещина. А сегодня он начал «глючить» и окончательно «умер». Оказывается, Даша не может жить без мобильника. У неё паника и истерика.

Так я впервые увидела приступ «номофобии» – болезненной зависимости от мобильного телефона. Её уже нарекли болезнью XXI века. Но действительно ли это болезнь?



С точки зрения родителей – да. Смею предположить, что едва ли не каждый родитель, наблюдая день за днём удручающую картину под названием «ребенок живёт в своём смартфоне», начинает бить тревогу. Не желая молча наблюдать за тем, как чадо деградирует, взрослые закручивают гайки.

Первый способ давления на подростка – удалить его аккаунт в соцсети. Казалось бы, уж теперь, он не будет часами висеть в «тупых чатах». Нет контакта – нет чатов – нет проблем. Но не тут-то было! Через какое-то время ошарашенные родители случайно выясняют, что у их ребенка теперь не один, а несколько скрытых аккаунтов под вымышленными именами. И контент там куда хуже, чем был.

Второй способ – отнять телефон. После чего, как правило, родители получают «девиантное» поведение. Например, несколько суток ищут «пропавшего» подростка всем Интернетом и личным составом МВД. В итоге взрослые приходят к выводу о том, что смартфон – не только место, куда как в Чёрную дыру утекает время, предназначенное для учёбы. Смартфон – это ещё и короткий поводок, на котором гуляет их внезапно выросший ребёнок. Больше попыток отнять телефон они, как правило, не предпринимают.

Зависимость от телефонов выглядит сегодня как болезнь целого поколения. Что же делать родителям? Как бороться? Я рискую сейчас навести на себя гнев многих родителей, но все же, выскажу свою точку зрения, поскольку много информации собрала на этот счёт. Бороться с телефонами не нужно. Их нужно использовать как инструмент взаимодействия с детьми. Ведь посредством смартфонов современные дети познают мир. Результаты социологических исследований показали, что подростки за день ищут, отбирают, отсеивают и переваривают такое количество информации, которое старшим поколениям освоить в принципе не под силу.

Дети, рожденные после 2000 года, особенные. Согласно теории поколений, эта прослойка нашего общества именуется поколением «Z». Что особенного в «Зэтах»? Это люди, которые родились и выросли в эпоху стремительного развития цифровых технологий. Они научились играть в компьютерные игры раньше, чем говорить и писать. Они наладили контакты в Сети раньше, чем испытали дружбу в реальной жизни. Они не представляют себе мир без интернета и мобильных телефонов. И они совершенно иначе усваивают информацию.

Согласно последним научным исследованиям, они не могут сосредоточиться на чём-то надолго, у них как будто бы встроена в мозг опция «восьмисекундного фильтра». Они сёрфят по виртуальному пространству как по океану информации и с помощью этого самого восьмисекундного фильтра отбирают для себя нужную, полезную, интересную информацию. Они попросту не могут позволить себе дольше фиксироваться на чём-то одном, иначе времени на всё не хватит.

Именно поэтому они всё время сидят в телефонах. Они так познают мир, сканируя и пропуская через мозг огромные объёмы информации. Именно поэтому для них так важно смотреть «дурацкие» ролики на Ютьюбе – каналы модных блогеров. Подростки следуют за блогерами как за навигаторами в мире информации, чтобы быстро добыть знания и развлечения в Сети. Эта опора на топовых лидеров для них очень важна, поскольку позволяет экономить время, превращая многовариантную реальность в отобранную повестку, которая позволяет им говорить со сверстниками на одном языке. И на общие темы.
Если ничего полезного, на ваш взгляд, дети не выносят из Сети, значит, для них интернет пока ещё не площадка для познания мира, а основная среда общения. Здесь находятся все их сверстники, здесь они отыгрывают многие социальные роли, часто одеваясь в разные маски.

И хотя маркетологи уже заклеймили это поколение, назвав его «экранозависимым», с низкой концентрацией внимания, у «Зэтов» есть своё преимущество: они умеют очень быстро отсеивать нужную информацию из огромного потока новостей.

Наши дети умеют быть сосредоточенными, но на том, что им действительно интересно. Они любят нешаблонные и креативные задания, плохо воспринимают большие тексты и быстро ориентируются в визуальной информации. Если вы хотите достучаться до своего подростка – общайтесь с ним в соцсетях, скидывайте ему ссылки на интересные и полезные ресурсы.

Дети поколения «Зэт» прекрасно понимают личные, а не коллективные послания. Когда окружающие видят их эксклюзивность, замечают то, что их отличает от всех остальных, они раскрываются. Поэтому еще один подходящий формат обучения для них – короткие курсы, мастер-классы и тренинги.

Впрочем, проблема «залипания» в телефонах тесно переплетается с еще одной родительской «болью» – нежеланием подростков учиться. Но об этом уже в следующей колонке.

А пока вернемся к истории про Дашу. Ту девочку с разодранными до локтей руками мне пришлось отпустить с урока домой. Её зависимость от телефона не сопоставима с обычной поколенческой привязанностью подростков-зэтов к смартфонам. Даша – нетипичный случай, и её родители, к счастью, это вовремя поняли и отправили ребёнка к психотерапевту.

Инна Тимченко (с.)31.01.2018 специально для Атласа Таланта