Заказать звонок
Город
Пробное занятие
Write Close
Close
Записаться на пробное занятие
Укажите город
Инна Тимченко
Про доверие
В новой колонке я хочу поднять тему доверия. Убеждена: в жизни подростка наступает момент, когда лучшим проявлением доверия со стороны старших по стае становится пропуск в мир, где задания взрослых делаются сразу на чистовик. А от решений непростых задач зависит не оценка в дневнике, а благополучие окружающих, стабильный доход и отлаженная работа той или иной системы.

Делегирование вчерашним детям решения важных задач – процесс не из лёгких. Для этого взрослому надо принять тот факт, что риски неизбежны, и смириться с тем, что результат не гарантирован! Со стороны родителя требуется именно эта мудрость: понимание, что дело может быть "провалено". И при этом – решимость дать «начинающему взрослому» шанс проявить себя не по-детски, не смотря на все "но" и материнскую привычку "подстилать соломку" при первом же растерянном взгляде своего желторотика.
Конечно-конечно, мы доверяем ребенку вынести мусор, полить цветок (который не жалко, если завянет), сходить в магазин за хлебом и молоком. Но эти задания лишь игра во взрослость, которая никак не расширяет круг комфорта подростка, не дает треснуть его защитной скорлупе, из которой вот-вот должен вылупиться зрелый, самостоятельный, готовый принимать на себя ответственность человек. Игра в «помощь по дому» хоть и полезная, но скучная. А дети, даже став парубками, по-прежнему любят играть. Когда им не дают сложных задач, когда им не нужно пройти какой-либо квест по станциям взрослой жизни, они сами утоляют эту жажду открытий. Например, находят себе опасные приключения в мире взрослых, основанные на играх в конспирацию.

Недавно я шла по центру города с коллегой, который обратил мое внимание граффити. Какая-то разухабистая надпись на стене, явно из баллончика с краской.
- Это путь к наркотикам, - сказал мой коллега, - явление ставшее практически повсеместным. Подростки скачивают себе на компьютеры браузер, который открывает им дорогу в «подземный» Интернет. Или вступают в определенные группы в одном из мессенджеров на смартфоне. И там, и там они получают координаты «закладок». Это опасно, но очень интересно, потому что всё по-взрослому. Так подростки, играючи, вписываются в преступные схемы по распространению наркотиков. Им кажется, что они просто играют в квест: нашли место, куда спрятана «доза», отлепили и перевезли по адресу, который им прислал некий аноним. И получили больше денег, чем их мама или папа зарабатывают за восьмичасовой рабочий день. Но всех правил этой взрослой игры никто не знает: в этом же Даркнете (глубинный Интернет) работают под прикрытием те, кто ловит таких курьеров. И «игруны» попадают на реальные и длительные сроки за решетку.

Я вспомнила, как мы, родители, устраивали подобные квесты для наших подрастающих детей на Волге, в доме отдыха с огромной территорией. Там тоже были шифрованные подсказки маркером на окне или мелом на асфальте. Плюс конспиративные записки в клумбах. Но в «закладках» были киндер-сюрпризы или желанные игрушки.

Моему сыну вот-вот исполнится 16 лет. Он выносит мусор, моет посуду, пылесосит и убирает за котами. Но это не делает его взрослым в собственных глазах. И он точно не побежит искать «закладки» от мамы с киндер-сюрпризами на футбольное поле или вокруг школы. Ему уже нужны другие доказательства самому себе, что он стал взрослым. У меня же не хватило фантазии на то, как ему обеспечить такой опыт. Без экстрима и криминала.
Руку помощи протянула мне Людмила Рыкман, директор и основатель компании «Атлас таланта». Мы знакомы много лет, коллеги по университету, и время от времени я веду в ее частном профориентационном лагере мастер-классы по журналистике. Вот уже четыре года на все смены этого лагеря ездит мой сын. Он прошел здесь все этапы подросткового взросления: от милого мальчика, который стесняется выделяться среди других, слушается кураторов, ровняется на самых старших и успешных в отряде до отрицательного лидера группы, «деда», который уже «плавали, знаем!» и поэтому небрежно демонстрирует полную независимость от всего происходящего вокруг.
После зимней смены, где мой сын не помогал, а скорее мешал моей коллеге, ослабляя рабочий настрой коллектива своей откровенной позицией «я в оппозиции», мне с грустью подумалось, что проект «Серфинг по профессиям» для него теперь закрыт навсегда.

И каково же было мое изумление, когда Людмила, напротив, предложила моему бунтарю «повышение» в проекте. Стать стажером и взять на себя часть ответственности за проведение смены, учебных занятий, за контроль над дисциплиной. То есть работать на укрепление командного духа, а не разрушение его. Как тонкий педагог и психолог, как мама троих детей, она не могла не понимать, что эта «инвестиция доверия» сопряжена с определенным риском. Но…она рискнула. С весенней смены домой приехал уже не ребенок, а серьезный молодой человек, которого слушали и уважали другие подростки. Который помогал кураторам и психологам делать свою работу. Который взял на себя столько взрослой ответственности, сколько смог унести…

А всё благодаря доверию, что оказал ему значимый в его жизни человек. Мир взрослых не полностью открыл ему свои двери, но они точно уже больше не на амбарном замке, защищавшем до этой смены его уютный домашний круг комфорта.

Инна Тимченко (с) 05.04.2018 специально для Атласа Таланта