Заказать звонок
Пробное занятие
Write Close
Close
Записаться на пробное занятие
Укажите город
Инна Тимченко
«Синдром отличника»: что это такое и как с ним бороться?
Недавно меня пригласили провести мастер-классы в особенный лагерь для одаренных детей. Я провела. А потом оценивала работы подопечных по десятибалльной шкале. Со многими текстами мы работали долго: искали интересный поворот темы, нужный тон, подбирали отточенный образ и идеально подходящее слово. Все работы прошли редактуру и стали хорошими, но не идеальными. Ведь «10 баллов», на мой взгляд, это «на разрыв аорты». Откровенно говоря, имея 20 летний стаж журналиста и редактора, я все еще не считаю, что пишу на «десять». И каково же было мое удивление, когда ребята, которым я поставила очень высокие баллы – 8 и 9, стали мне писать в личные сообщения: «Что нужно еще доделать, чтобы получить десятку?».

Никакие мои объяснения, что «десять» – это идеал, к которому надо стремиться, на ребят не действовали. Они явно расстроились. Почему? Психика этих детей поражена «синдромом отличника».Для них не существует оценки «хорошо». Только «отлично». Они не дают себе ни поблажек, ни права на ошибку. Грамоты за второе и третье место для них не победа, а поражение. Они всегда нацелены на абсолютный успех, причем везде: в школе, в кружках и на различных конкурсах. Но сколько бы звёзд они не хватали с неба, им всегда будет этого мало.

Казалось бы, что здесь плохого, когда у ребенка развито здоровое честолюбие? Да и какой родитель не хотел бы, чтобы фотография именно его сына или дочки висела на доске почёта в школе? Ведь отличник – это гордость всей семьи. Хорошо, если ребенку учёба дается легко, и он не прилагает особых усилий для того, чтобы быть отличником. И совсем другое дело, когда целью школьника становятся не глубокие знания, а безупречные оценки. В погоне за пятеркамиподросток может предъявлять к себе повышенные требования, истощать свою нервную систему, пытаясь выполнять всё идеально по всем предметам сразу.

Родители только умиляются, глядя на такого ответственного сына или дочку, однако часто им невдомек, что нервная система школьника уже работает на износ, что из-за внутреннего Цербера, из-за страха оступиться у него появляются психосоматические заболевания.

Но хуже всего то, что «лучший из лучших» с каждым годом ощущает все больший дискомфорт в среде своих сверстников. Абсолютных отличников, которые никогда не оступаются и являются мерилом успешности для всех окружающих, мягко скажем, недолюбливают. Ботаны, заучки, знайки – вот лишь самые мягкие определения, которые они получают от сверстников. Их не берут в свои игры и затеи, не зовут на дни рождения, потому что знают: у отличника на уме только учёба. Так появляется трагический отрыв от среды, неизбежное одиночество избранного. В старших классах такой ребенок включается в битву за медаль и вызывает еще большее отторжение у остальных.

Но самая большая опасность синдрома отличника кроется в другом. Рано или поздно, лучший ученик может не справиться и получить не высший балл. Ребенок, зависимый от пятерок, воспринимает такую ситуацию крайне болезненно. Неудача вызывает тревожность, подавленность, страхи, невроз. Со временем у отличников вырабатывается зависимость от похвалы, ревность к успеху других, мнительность и тревожность, проблемы с самооценкой.

Некоторые дети способны буквально на все, чтобы получить пятерку: и на обман, и на хитрости, и на шантаж, а также на заискивание или унижение перед учителями.

Рано или поздно школа заканчивается, а стремление любой ценой оставаться лучшим, пусть даже для этого понадобится выжать из себя всё, не проходит. Став взрослыми, эти люди превращаются в настоящих перфекционистов. Чтобы они ни делали, они постоянно не довольны результатами своих трудов. Страх ошибиться заставляет их перерабатывать, но в то же время не дает принять смелое решение.

Чтобы у ребенка не развился синдром отличника, важно умерить требования к нему. Если онне получает нужного количества любви, ласки, восхищения и похвалы, то начинает думать, что недостаточно хорош и пытается заработать, заслужить любовь значимых взрослых примерной учебой и поведением. Мерило «хорошести» в этом возрасте – пятерки. Ребенок должен знать, что он не обязан быть идеальным, чтобы его любили.

В моей жизни была ситуация, когда пришлось бороться с начинающимся синдромом отличника у собственного сына. Дело в том, что самой первой оценкой в его школьной жизни стала именно двойка в первом классе, когда оценки вообще запрещены. Ясразу перевела его в другую школу, но ужас перед двойками уже прорастал на благодатной почве. Поэтому когда он получил первую двойку в новой школе и пришел домой в страхе–униженный и раздавленный этим обстоятельством– я объявила, что мы идём в кафе праздновать его первую двойку. Мальчик был обескуражен. Похоже, мне удалось сломать его шаблон. В кафе я сказала, что каждый нормальный мальчик иногда получает двойки, потому что он не робот. Двойка –это лишь повод поработать лучше и исправить запущенную ситуацию. Самым важным для меня было донести до него мысль, что двойка –не оценка его личности, а оценка конкретной работы по конкретному предмету, выполненная в конкретный день.

Не хотите, чтобы у ребенка развился «синдром отличника», запомните 5 нельзя от детских психологов:

  1. Сравнивать своего ребенка с другими детьми, тем более не в пользу него. Если хотите сравнивать, то сравнивайте его сегодняшнего с ним же вчерашним
  2. Ругать за плохие оценки. Лучше узнать, почему так получилось, и предложить помочь усвоить этот материал;
  3. Пугать плохими оценками. Школьник не должен бояться двойки. Плохая оценка – это опыт и часто стимул справиться с временными трудностями;
  4. Перегружать дополнительными знаниями и умениями. Чем больше занятий у подростка, тем больше вероятность того, что где-то он начнет отставать;
  5. Игнорировать сына или дочь, если тот не порадовал вас хорошей оценкой. Выражение любви к ребенку не должно зависеть от его отметок.
Инна Тимченко (с) специально для Атласа Таланта 25.03.2018