Заказать звонок
Пробное занятие
Write Close
Close
Записаться на пробное занятие
Укажите город
Инна Тимченко
ЕГЭ: КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ СТРЕСС (за три месяца, за месяц, за неделю, за сутки до испытания)
К весне мир каждого выпускника школы сужается до трёх страшных букв – Е.Г.Э.

Зачем и для чего в школах систематически запугивают выпускников перед этим испытанием? Это способ «продать» ДОПы и репетиторство? Или снять ответственность со школы за результаты? А может просто неудачная попытка простимулировать к учёбе изрядно уже вымученных ребят? Трудно постичь главный мотив устрашения детей, но факт остается фактом: редкий ученик идет на этот экзамен спокойно и уверенно. Даже если готов.


НАСКОЛЬКО ОНИ БОЯТСЯ?О том, насколько «зомбированы» ЕГЭ наши старшеклассники, я узнала случайно. Преподавая журналистику в одной из школ, я предложила ребятам написать что-нибудь про предстоящее испытание. Откликнулись на него два молодых человека и выдали мне сочинения на актуальную тему. Читая их работы, я была поражена. В каждой строчке чувствовался невероятный психологический гнёт, под которым томились одиннадцатиклассники весь учебный год. Надо сказать, что эти тексты, размещенные в школьном паблике, сразу же стали лидерами по количеству просмотров. Авторов засыпали лайками и словами благодарности.


У Михаила, например, после пробного ЕГЭ родилась ассоциация с глобальным экспериментом, который ставят на школьниках. Вот фрагмент работы: «В начале двухтысячных под строжайшим секретом правительство нашей страны создаёт лабораторию. По плану через десять лет каждый человек обязан пройти через это чистилище. (…)Тугие двери с визгом открываются. Грубые, серые лица со стальными эмоциями и сильными мощными руками втаскивают меня вовнутрь. Ставят в общий строй, напоминают о запретах: нельзя говорить, жевать, смеяться, плакать, громко топать ногами, хлопать в ладоши, дотрагиваться до стен, открывать окна и прочее. Шаги надзирателей, словно бой часов, отсчитывающий безнадёжно пропавшее время: тик-так, тик-так (…) Но все мы ждали, верили, надеялись на спасение, и оно было. Где-то далеко впереди маячила надпись: «Резервный день», а на доске почёта несколько пожелтевших фотографий безэмоциональных людей – тех, кто выжил в этот день. Никто из нас толком не может объяснить смысл этого дня, но каждый знает, что там происходит что-то ужасное. Однако есть светлая надежда, что если выживешь, то обретёшь свободу».

У Ильи события, предшествующие сдаче ЕГЭ, стойко ассоциировались с некой законспирированной сектой, что-то типа «Свидетелей ЕГОВЫ», которая считает дни до конца света. «Именно для того, чтобы разгадать эту главную тайну, мы и ввели ещё одну неизвестную, то есть одноклассницу. Проследив за ней тайком, найдём, что после школы она в конечном итоге приходит домой. Дома садится за стол и учится (поразительно похожая картина!) до того самого момента, когда стрелка часов с отчётливым стуком не перевалит за полночь. Затем она поднимает мутные от перенапряга глаза на стену и сокрушённо вздыхает. Вы не поверите: на стене у неё висит аккуратненький блокнотик, точь-в-точь такой же, как и у предыдущего героя, только аккуратненький. И на нём красуется аккуратненькая цифра – уже не 89, а 88. Становится ясно, что мы имеем дело с некой сектой. То, что эти сектанты тщательно отсчитывают дни до какого-то сакрального события, нам тоже становится ясно в ту же самую секунду. Сколько их и что это за событие, которого они так печально и отрешённо ждут? Не конец ли света?»

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

Сегодня мы поговорим о том, как реально помочь сыну или дочери подойти к этому испытанию без моральных потерь. Сразу предупрежу: варианты поддержки типа «Не парься!» или «Соберись, тряпка!» – не сработают. Итак,

За три месяца до:
Самая большая проблема на самом ЕГЭ – это ситуативная тревожность. Если она начинает зашкаливать, то в самый неподходящий момент блокируется мышление и память. В итоге мы получаем так называемый «ступор» или «тупняк». Как правило, происходит это с теми, кто не научен заранее управлять своими эмоциями. Всю энергию отличник направляет на страх. С этим состоянием можно справиться быстро, если за несколько месяцев до испытания помочь ребенку. Не увеличением часов у репетиторов, а оправив его на тренинг по развитию эмоционального интеллекта. Научившись распознавать и контролировать каждую эмоцию, выпускник справится в момент испытания и сможет себя взять в руки за 5 минут, даже если начнется паника.


За месяц до:Самой лучшей помощью для ребенка в этот период станет беседа с психологом, который поможет освоить азы аутотренинга и составить позитивные утверждения (аффирмации) для успешного прохождения ЕГЭ. Это может быть индивидуальное занятие или тренинг по развитию уверенности в себе. За месяц ежеутренних и ежевечерних регулярных повторений определенных фраз полезные установки столь глубоко проникают в сознание, что выпускник совершенно перестает бояться ЕГЭ. И идет на экзамен с удовольствием. Вот такое волшебство без волшебства. На ежедневную подготовку тратится 5 минут в день, а в результате – автоматическая уверенность.


За неделю до:Наладить четкий режим дня. Сон и подъем строго по расписанию, чтобы привести в норму природные циркадные ритмы и максимально подготовить к стрессу нервную систему.


За сутки до:Отказаться от тяжелой пищи, крепкого кофе и чая. Перед самим экзаменом пить только воду комнатной температуры. Это исключит ситуацию возникновения головной боли из-за повышения давления или спазма сосудов на стрессе.


На самом экзамене:Если ребенок чувствует, что теряет контроль над ситуацией, ему следует провести несколько циклов напряжения-расслабления мышц. Последовательно: кисти рук, стопы, глаза. Так можно будет избежать «ступора», когда ученику кажется, что всё вылетело из головы. При возникновении паники, спокойно посчитать про себя до 10 или 20 и глубоко подышать. А потом вспомнить навыки управления своими эмоциями. Так происходит саморегуляция эмоционального состояния.

Инна Тимченко (с) 21.02.2018 специально для Атласа Таланта