Заказать звонок
Пробное занятие
Write Close
Close
Записаться на пробное занятие
Укажите город
Инна Тимченко
ЧУШЬ И СКУКОТА В ШКОЛЕ
Вангую! Если спросить родителей любого подростка, что их гложет больше всего в поведении сына или дочери, то они, наверняка, ответят: ребенок не хочет учиться!

Сейчас я скажу крамольную крамолу. Они не учатся в школе, потому что не считают информацию, которую им там предлагают, ни полезной, ни интересной. Они не делают домашние задания, потому что опыт предыдущих поколений, который бережно хранит и передает последующим поколениям классическая школа, зачастую морально устарел. Он важен для развития интеллекта, но он никак не поможет выжить.

Нам, родителям, только КАЖЕТСЯ, что дети сегодня не учатся или не хотят учиться. Наши дети учатся и очень много. Но не у тех, кому мы привыкли доверять их обучение. И не так, как учились мы. Они учатся в Интернете. (Об этом мы рассуждали в прошлой колонке, когда рассказывали об особенностях поколения Z – https://vk.com/@atlas_talanta-est-li-zhizn-bez-smartfona)

Дети «интернет-поколения» не признают авторитетов, предпочитая общаться на равных. Но, согласитесь, редкие школы сегодня предоставляют такую возможность: либо где все на «ты» и по имени (западный формат, можно встретить на платных курсах), либо где все на «вы», включая учителей и администрацию. И вот эта подчеркнутая иерархичность больше всего задевает современных подростков. «Они нас все время осаживают, мол, у вас опыта нет, вы ничего не понимаете, вот и молчите. Но как они не осознают, что их опыт нам уже не пригодится. Очень часто нас учат тому, что устарело и никому не нужно», - жалуются мне время от времени старшеклассники.

И, казалось бы, все слышали про клиповое мышление, все педагоги знают, что дети не читают «простынями», что они любят нестандартный подход к обучению, но… До сих пор во многих школах страны, учителя на уроках заставляют читать вслух по очереди главы из учебников, принуждают учить километровые стихи, написанные в 18 веке, из которых многие уже не понимают львиную долю слов и речевых оборотов.

Инфотейнмент? Нет, не слышали. И хотя этот способ подачи информации с развлекательным компонентом во всем мире признан наиболее эффективным, многие учителя старой закалки до сих пор считают, что учёба – это тяжелый, кропотливый труд, и шутки тут не уместны.

В итоге любимые учителя – молодые. И знаете, чем они берут современных подростков? Они дополнительные сведения по курсу публикуют постами на своих страницах в соцсетях. Иногда как эмоциональные тексты, иногда как опросы, а встречаются и вовсе оригинальные варианты в виде рэп-батлов с постановочным соперником. И они, в общем-то, правы, достучаться до подростка сегодня легче всего в социальных сетях. Но это, скорее, вопросы к учителям.

Могут ли родители хоть как-то повлиять на отношение ребёнка к учёбе? Могут. Стоит лишь учесть несколько поколенческих факторов.

  1. Дети с удовольствием буду тратить время на то, что дает им ощутимую пользу, то есть привязывать теорию к практике.
  2. Лучшей мотивацией для детей «интернет-поколения» является прозрачная и понятная система личных бонусов. Никакие общие высокопарные фразы про то, что «ты позоришь нашу фамилию» или «ты будешь работать дворником» не подействуют, поверьте.
  3. Подрастающее поколение очень тяготится жесткими рамками, поэтому их стоит настраивать на конкретный результат. Установка типа: «ты должен два часа в день читать, три часа тратить на уроки» заведомо проигрышная. Для ребенка она означает огромную потерю времени на очень невнятный результат.
Если же вы почувствовали, что школа для вашего подростка давно уже стала местом, где впустую тратится время, поищите альтернативные варианты обучения: дистанционное, экстерном, в другой, более интересной, школе. Ребенок категорически не хочет менять школу из-за друзей, но и учиться ему в ней скучно? Предложите ему в качестве альтернативы короткие обучающие курсы – тренинги, деловые игры, мастер-классы вне рамок школы.

И напоследок, хочу процитировать колонку в стихах Леонида Каганова «Чему учить в школе», в которой он (в момент разработки новых школьных стандартов) рассуждал о слабых местах нашего классического образования.

«Все мои пути проходят, может, сильно вдалеке от школьных парт. Но, как всех в стране, меня тревожит наш образовательный стандарт. Граждане, спросить хочу: доколе? Ну, давайте объясните мне: почему детей мы учим в школе всякой феерической фигне? Школьный аттестат раскройте: мы же гоним детям чушь и скукоту! Где науки, что помогут выжить? Где предметы, что спасут в быту? Мне уже годочков будет скоро больше курса евро у ларька. Но вот теорема Пифагора так не пригодилась мне пока! Помню, на балконе делал полку, взялся поработать головой. Вычислил по формуле. А толку? Оказалось, сам балкон кривой. Все, что я зубрил, попало мимо. Лишь окончив школу, понял вдруг: до чего ж они неприменимы — знания естественных наук! Ты берешь квадратные трехчлены и сдаешь дипломные листы, а твои познания Вселенной, как и прежде, девственно чисты. Как девчонку пригласить на танцы? Как сказать менту, что он не прав? Как послать корректно самозванцев, за парковку требующих штраф? Как отправить деньги с проводницей? Как проверить, что таксист маньяк? Как врача благодарить в больнице? Что нести — конверт или коньяк? Нужно ли выкидывать консервы, если срок — февраль, а он — сейчас? Как определить, что автосервис тупо на бабло разводит нас? Если бывший тесть родного брата отбирает дачу через суд, сколько судьям нынче денег надо? И через кого туда несут?

Вот какие нам нужны предметы! Вот примерный список дисциплин! А без них сегодня школьник — это лох, а не успешный гражданин{…}»

P.S.

Когда в следующий раз вы захотите наорать на своего подростка за то, что он битый час сидит в телефоне и не учит уроки, посчитайте про себя до десяти и спросите его, что сегодня интересного произошло в его мире. Какие он посмотрел ролики, что нового узнал, чему научился вне школы, что одобрил и что подверг осуждению. И возможно вы узнаете для себя много нового. Не исключено, что ваш ребенок научит вас учиться. По новым правилам.